Управление гражданской защиты и обеспечения пожарной безопасности Ненецкого автономного округа
/news/5249/ privet

Усмирить огонь

14 февраля 2015|17:10 153

Интервью с Председателем комитета ГО НАО Боенко Сергеем Ефимовичем, опубликованное в газете "Выбор НАО" №4 от 13 февраля 2015.

Великий наш историк Николай Карамзин уверял, что в России две беды: дураки и дороги. На самом деле их, конечно, больше. Может быть, он не вспомнил про третью беду всея Руси потому, что в его время пожары за беду не считали – горело всё, что могло гореть. Деревянные строения стояли так тесно, что нередко выгорали целые города.

Вернёмся, однако, из истории в день сегодняшний. Вернее, по историческим же меркам, вчерашний. Ровно месяц назад Комитет гражданской обороны НАО возглавил полковник Сергей БОЕНКО. Впрочем, новым руководителем самостоятельного органа власти, не вошедшего в какой-либо департамент администрации, Сергея Ефимовича назвать сложно. Четыре года назад он покинул пост начальника Главного управления МЧС по Ненецкому округу, и вот теперь, после реорганизации органов исполнительной власти, вновь приступил к привычной работе.

Мы встретились в его рабочем кабинете, где по утрам, в половине восьмого, собирается личный состав управления.

– Прошли годы вынужденного перерыва. Как после такой значительной паузы видится старая-новая работа? – с такого вопроса начал разговор с Сергеем Боенко корреспондент ВНАО.

– Не хотелось бы оценивать решения, которые принимались с 2008 года, когда полномочия, в том числе и по нашему ведомству, исполняла Архангельская область. Уже тогда ситуацию легко было спрогнозировать, исходя, например, из объёма финансирования. Но не будем сейчас о плохом. Что-то было и полезное в нашей совместной работе с архангельскими коллегами. У них большой опыт по обеспечению пожарной безопасности на селе, правда, немножко другие условия, чем у нас. В округе – свои, хорошо известные, особенности. Соответственно, иные инфраструктурные и транспортные затраты.

– Стало быть, вы ушли с поста главы регионального подразделения МЧС вместе с полномочиями и вернулись по сути к той же работе после их возвращения в округ?

– Действительно, губернатор НАО Игорь Викторович Кошин предложил мне вернуться в профессию. Но не во мне, конечно, дело. Главное – губернатор взял на себя огромный груз ответственности за самостоятельное решение крайне сложных задач, которые существуют в округе, в том числе по профилю вверенного мне ведомства. Сегодня у главы региона и его команды есть понимание, как это сделать, есть поддержка руководителей наших муниципальных образований.

– Можно об этих задачах подробнее?

– Первая задача, которую поставил передо мной губернатор при назначении – подъём уровня пожарной безопасности на селе. Главы муниципальных образований должны быть уверены в том, что на своей территории смогут обеспечить пожарную безопасность, и в случае необходимости проведение аварийно-спасательных работ.

– Понятно, что это стратегия ваших действий. А тактика? Что предстоит сделать в первую очередь, что позже?

– Особое внимание – к ребятам, которые служат в отряде, ныне перешедшем в окружное подчинение. На них возложено не только тушение, но и профилактика пожаров. То есть, создание условий, при которых бесконтрольное распространение огня станет невозможным. Эта функция немыслима без добровольцев, движение которых мы будем развивать как главное подспорье в нашей работе. Здесь надо понимать, что создание пожарных дружин вовсе не означает наделение неких штатских граждан надзорными функциями. Дружинникам проще, пройдясь по селу, которое они знают, выявить какие-то нарушения пожарной безопасности и сообщить о них главе муниципального образования. Глава, в свою очередь, должен принять самостоятельное решение: обратиться в надзорные органы или пригласить пожарного инспектора.

Однако поиск общего языка с главами местного самоуправления – дело зачастую непростое. Вроде бы мы живём в одной стране, в одном округе, по одним законам делаем свою работу, но подходы разные. У кого-то из руководителей всё получается, а у других пока не очень. Нужно услышать каждого.

Мы живём в такое время, когда материальные стимулы немаловажны. Хотя, конечно, есть люди, которые хотят заниматься любимым делом по зову сердца. Однако надо понимать, что кого-то работа отрывает от семьи, личной жизни, увлечений… К тому же тушение пожара – это всегда бой с огнём. Всякое может случиться. Поэтому для огнеборцев-добровольцев должны существовать достаточно весомые социальные гарантии.

Не секрет, что ряд решений, принятых в этой сфере, оттолкнули граждан от идеи добровольчества. Причём, не только потенциальных дружинников, но и глав муниципальных образований. Время неправильных решений прошло, как говорится, вчера. Добровольцы, штатные пожарные отряды, главы муниципальных образований, руководители органов исполнительной власти субъекта Федерации – все должны действовать в одной связке. Только так можно получить желаемый результат. Подчеркну: быстрый результат.

– Сергей Ефимович, объясните секрет какого-то замкнутого круга, на который все главы поселений жалуются: чтобы завезти пожарные машины, нужно построить гаражи, а на них средств у муниципалитетов нет. Где тут слабое звено?

– Расскажу, как возник этот круг. В течение восьми лет исполнения Архангельской областью полномочий у округа не было возможностей по организации тушения пожаров силами государственной противопожарной службы. Понятно, что бюджет Архангельской области финансировал отряд под номером «19» так же, как и остальные свои подразделения, то есть недостаточно. Но ведь другим отрядам пожарное начальство вряд ли могло объяснить: мол, ребята, Ненецкий округ должен получать вдвое-втрое больше вашего, так как у них нет дорог, а топливо для вертолётов очень дорогое. К тому же на Крайнем Севере холодно, поэтому мы там, а не у нас построим тёплые боксы. Подход был таким: мы организуем постоянные посты там, где муниципальные образования предоставят нам новые тёплые гаражи.

Постоянные поселковые подразделения существовали ещё до передачи полномочий в Архангельскую область. К примеру, в Красном, Великовисочном, Харуте. Архангельск по представлению окружной прокуратуры пытался сделать кое-что, но больше для видимости. Казус произошёл в посёлке Нельмин Нос, где местная администрация третий год не может оформить на себя технику. А значит – не имеет право её содержать. Мы считаем, что необходимо с учётом возможностей окружного бюджета строить в крупных поселениях гаражи для содержания техники.

– Хватает ли у вас профессиональных пожарных?

– Мы к этому стремимся. Сегодня в нашей службе работают 53 человека. Может быть, когда-нибудь в округе появятся династии пожарных, какие мы в детстве видели в кино... А пока мы решаем сугубо практические задачи. Созданы пожарные расчёты в Оме и Неси. На базе подразделения посёлка Красное новички проходят ускоренное обучение под руководством опытных профессионалов. Чтобы продолжить работу по созданию пожарных подразделений в муниципальных образованиях, нужно провести предварительную работу: подсчитать, сколько нужно средств на обучение, проведение медицинского освидетельствования, страхование. Повторюсь: мы все понимаем, что тушение пожара – это боевое действие, зачастую очень рискованное. А право на риск имеют только настоящие профессионалы.